Если кто не помнит, то рекламировала «Саботера» EA довольно громко. Издатели показывали, что деньги в проект они вкладывают, и игра получится достойная или во всяком случае довольно дорогая. Ну и плюс нам сразу пообещали несколько интересных фишек, среди которых игра с красками. Признаться, я ждал один из лучших боевиков года. Не знаю почему, просто ждал. Он мне казался чем-то особенным, нестандартным. И вот недавно запустил, поиграл и теперь готов делиться впечатлениями.
Спустя час игры появились первые подозрения. Спустя еще два — я уже почти не сомневался. А сейчас — и вовсе полностью уверен. «Саботер» всеми силами старается походить на любимую всеми «Мафию». Во-первых, сам игровой процесс безумно похож. Перед нами свободный город, в котором мы вольны делать что угодно, но при этом все наши основные занятия — в миссиях. Причем построены они тоже как в «Мафии»: множество долгих роликов, раскрытия характеров, интриги. Даже флешбеки есть. Во-вторых, в «Саботере» много внимания уделено машинам и музыки. Вы помните, как мы катались под джаз на миленьких тачках, выжимающих 40 км/ч в США? Теперь вас ждет почти тоже самое, только во Франции. С небольшой разницей, что здесь по городу могут перемещаться танки и на каждом углу дежурят фрицы, а не простые копы. В-третьих, просто общее впечатление и мелкие детали всячески заставляют нас узнавать одну из лучших игр в индустрии. И рукопашный бой, и стрельба, и некоторые миссии, и подача сюжета, и внешний вид. Даже профессия у главного героя связана с машинами...
Если помните, «Мафия» брала невероятной проработкой. Даже просто людей развозить на такси было нечто особенным. В GTA до сих пор ездовая часть бледнее. Пускай там графика уже почти что и фотореалистичная.
Не подумайте, высмеивать за это копирование «Саботера» я просто не смею. Рад только, что есть подражатели. Тем более те, которые обладают собственным стилем и особенностями. А наш сегодняшний герой как раз хвастается одной интересной особенностью — цветовой палитрой.
Разработчики решили показать то, как фашизм уничтожал все живое. Причем показать в красках. И это не метафора: три тыщи литров крови не выльются на экран и мы не увидим, как немцы людей в печку засовывали. В красках — это в красках, то есть, благодаря цветам. Делается это так — в тех районах города, где много фрицев, где мы еще не попытались освободить людей — все черно-белое, то есть, серое и угрюмое. Скучные пейзажи, одинокие люди, фашисты... Там же, где мы уже порезвились и дали жару — цвет вернулся на улицы. И потому мы видим красивое небо с желтым солнцем, цветущие деревья, веселых людей — великолепную, незабываемую Францию. Город действительно выглядит здорово, как чисто в техническом плане — графика не подводит — так и в художественно-дизайнерском.
«Саботеру» есть чем крыть стиль «Мафии» и не стать бездушным клоном, есть...
Настоящая Америка, не игрушечная.
А теперь я спрошу, чем же славилась «Мафия», помимо атмосферы и стиля. Интересный сюжет был? Да, конечно. Я его банальным и простым назвать не могу. ФГМ там тоже почти не встречался. Что еще? Яркие герои? Ну, это, безусловно. Даже механик и оружейник — совершенно второстепенные персонажи — помнятся, думаю, всем. Но самое главное в «Мафии» — это детальная проработка, простите за тавтологию, деталей. Все машины будто настоящие, система повреждений — переплюнет любую GTA. Лихачество сильно каралось, всегда можно было нарваться на полицейского. Просто так безобразничать в городе никто не давал, легко настигала расплата. Стрельба же казалась и сложной, и впечатляющей, миссии не походили на разборки Джеймса Бонда. И хоть крошили мы противников пачками, все равно не было ощущения, что мы Супермен в итальянском костюме. Это все и позволило нам верить в игру, относится к ней серьезно, чувствовать себя в шкуре бандита, а не просто выполнять миссии. Я часто сравниваю «Мафию» с GTA и всегда указываю на то, что первая более серьезный и атмосферный проект.
О фимозе и его последствиях
В общем-то, любому подражателю, дабы постараться повторить успех великой игры, надо перенять у нее и основные особенности. Иначе ничего не выйдет. Любим «Мафию» за детали? В «Саботере» к ним должно быть столь же трепетное отношение.
Но знаете, когда взрываешь топливный склад, убиваешь этак 50 фашистов, а потом за 20 секунд скрываешься от погони, возвращаешься на место диверсии и... всем пофиг — это странно. Когда немцы в первой миссии лезут на героя... в кулачный бой — это поразительно. Когда ты, локальный спаситель мира, борец сопротивления, друг всем страждущим и угнетенным, едешь по тротуару, давишь пешеходов, и никто тебе ничего не говорит — это дурость. Иначе и не скажешь.
Я поражен, против игры работает абсолютно все. Фишки, интересности, недочеты и обычности. Куда не плюнь — попадешь в лажу. Примеры? Их есть у меня.
Возьмем сюжет. Да, он подается, как в «Мафии», но дурость в роликах просто зашкаливает. Начнем с того, что разработчики очень любят сиськи и жопы, а потому эти самые сиськи и жопы везде. Злая роскошная фашистка, английская шпионка, сестра друга главного героя, просто куча телок повсюду. Например, начинаем мы в кабаре, где груди сияют со всех углов. В игре о Второй мировой, причем игре серьезной, смотрится все это дело чертовски неуместно и крайне дешево — опять нас покупают быдлячими методами.
Скриншот в стиле "Саботера"
Пересказываю одно событие из игры. В кабаке герой вместе с товарищами избивает фашистов, причем не простых солдат, а очень важных и серьезных — офицеров. Мы выбегаем, и прямо на входе нас ловит немцев двадцать. Они выходят из машин, направляют автоматы, требуют поднять руки и следовать за ними — иначе смерть (хотя убьют, конечно, в любом случае). И тут на гоночной машине подъезжает очередная грудастая блондинка и начинает... разговаривать с героями минут 7. После чего мы запрыгиваем в ее спорткар, еще пару минут общаемся и после этого удираем от врагов.
Внимание вопрос: ЧТО делали фашисты все это время? Почему они к чертям не перестреляли нас, почему не охренели от наглости и не отдали героев на растерзание в гестапо? О чем думал сценарист?!
Джулс как бы намекает, что любовная сцена здесь неуместна
И вот в таком ключе вся игра. Со штампами и банальностями. Кстати, я недавно ругал Modern Warfare 2 за избитости — хочется взять слова назад. Вот в «Саботере» реально кошмар, там же было все просто узнаваемо и неново.
Идея или все же глупость?
Теперь о стиле, который я в начале похвалил. Идея хорошая — не поспоришь. Цвет — это жизнь. Серость — смерть, которую несут фашисты. Там, где краски — там добро. Там где их нет — зло. И вновь внимание вопрос (Александр Друзь еще не утомился?): почему фашистская свастика горит ярко красным, почему у главного злодея голубым светятся глаза, отчего кровь не черно-белая и почему в притоне фрицев, в кабаре, где они развлекаются с обнаженными фройлен — все яркое и торжественное?
Разработчики придумали хорошую идею, но просто растоптали ее своей глупостью. Я не спорю, смотрится неплохо, когда свастика выделяется. Все серое, она красная. Гармонично. Но, господа, из-за этого идет к черту суть всех ваших изысканий. И даже кажется, что фашисты-то самые добрые здесь — у них у единственных есть краски...
А теперь я от всей души пройдусь по игровому процессу. Посмотрите на картинки, видите, что делает герой? Да, он лазит по домам. По абсолютно всем домам во Франции. Нет такого сооружения, нет такого места, куда ему не забраться. Я сейчас прохожу первый Assassin’s Creed, так вот Альтаир отличается от местного героя сопротивления лишь одним — он умеет делать прыжок веры. Впрочем, может ему просто повезло со временем, в его эпоху были тележки с соломой, во Франции я их не отыскал. Авось тоже бы смотрел, как «голуби указывают мне путь».
Нет, серьезно, это просто невозможная дурость, когда герой залазит вообще на все стены, перепрыгивает через что угодно и перемещается по крышам. Причем наш протеже не Человек-Паук, не Капитан Америка (и даже не Капитан Очевидность!). Он механик, черт подери, машины чинит...
Но помимо странного героя, здесь еще и фашисты... своеобразные. В первой миссии лидер сопротивления рассказывает нам о немцах: «Фрицы обучены ходить туда, где было шумно». Обучены... Как кошки Куклачева. Поэтому если вы откуда-нибудь выстрелите, то дрессированные немцы придут туда и будут минут пять просто стоять и озираться.
Ох, а как тут идут погони! Мы взрываем склад, убиваем десяток врагов, вспоминаем по матери Гитлера, а во время погони давим одиноко стоящих немцев-постовых, но стоит нам хоть на секунду вырваться за радиус действия красного круга преследования, как о нас сразу все забывают. Мы возвращаемся на место взрыва, гуляем там, курим — никто уже ничего и не вспомнит. Немец, видимо, не обучен запоминать лица, одежку, комплекцию, машину, ее номера.
А еще герой может бить коров
И, кстати, если мы просто подойдем и застрелим трех фашистов, которые дежурят на посту, а потом быстро убежим — нас даже искать не будут. Ну, подумаешь, убили кого-то, война же, на фронте вон люди тысячами гибнут.А еще я нашел танк и, словно в первых частях GTA, разрушал город. Здесь даже система тревоги та же. Сначала нас атакуют пешие солдаты и мотоциклисты, потом появляются машины с автоматчиками, потом приезжают спецподразделения, а в конце встречают нас уже бронемашины. В общем, в серьезной игре про войну и немцев, я на танке чуть ли Францию не освободил...
Вот так я Францию освобождаю...
Последний гвоздь
Знаете, я хочу уточнить — игра точно про тех самых немцев, которые за несколько месяцев всю Европу захватили? Это те фашисты, которые убили миллионы людей и которые жестоко расправлялись со всеми своими врагами? Разработчики, видимо, не совсем в теме. Здесь на меня фрицы с кулаками бросались, когда я уже с винтовкой ходил. Смеялся до слез...
Еще хотите интересностей? В общем, помимо того, что немцы на улицах могут быть легко нами убиты и задавлены (и ничего за это герою не будет), они еще и очень апатичны. Вот еду я по тротуару, давлю людей — а постовому все равно... Или же на его глазах я трех водителей из их машин выкидываю, а потом давлю — тоже ерунда, подумаешь.
Это вообще все очень странно, ибо мы — положительный герой, мы людей спасаем, а игра заставляет нас воровать автомобили (и происходит это точно, как в GTA — чуть ли не анимация оттуда же).
И, опять-таки, никакого внимания к мелочам. Одна из первых миссий. Близкий друг героя на пассажирском сидении, мы возле грузовика. Надо сесть за руль. Как это делаем? Выкидываем товарища из машины, как врага, и перелазим через его место. Вроде бы мелочь, но мелочь отвратительная.
Или другой случай. Подбегает соучастник наш, задыхается и чуть ли не умирает. Кричит: «Пуля в животе, подыхаю, пуля в животе!». Но мы смотрим на него, и ни то чтобы дырки в свитере нет, так даже и кровь не течет. А он загибается, хнычет... Театрал!
Ну и еще одна мелочь, которая тоже как-то смущает. Во-первых, герой может переодеваться в фашиста, когда в него стреляют враги. Экран тухнет, потом опять загорается и на секунду недруги как бы теряют нас из виду, а потом опять начинают пальбу. Во-вторых, когда фрицы обнаруживают, что мы просто переодетый шпион... одежда слетает. Раз и исчезла. Еще секунду назад выглядели как рядовой армии Вермахта, а тут раз — и мы опять в своем повседневном наряде. Придумайте для этого смачный эпитет и напишите его в комментах. Победитель получит залп из плюсомета по всем постам...
Да, признаюсь, «Саботера» я не прошел. В какое-то мгновение понял, что дальше уже просто не могу смотреть на этот абсурд. Ничего в игре не держит. Устаешь от миссий, где надо постоянно лазить по стенам, как супергерой, сюжет глуп и походит на боевичок для 13-летних, у которых никогда не было секса. А глубина характера всех персонажей измеряется односантиметровой линейкой, если такие, конечно, существуют.
Честное слово, господа. Есть Assassin’s Creed и есть «Смерть шпионам». Играйте сначала в одно, потом в другое. И никогда не смешивайте это до коктейля под названием «Саботер». Вкус получается дерьмовым...
Ну и краткий обзор сегодня очень простой:
И, кстати, не забываем добавляться в ленту, дабы не пропускать интересные материалы. Скоро вас ждет видео-обзор Left 4 Dead 2. Он уже готов. Добавить меня в ленту можно