Уходящий 2009-й впору называть годом «песочниц». Поджанр, придуманный Rockstar North, — боевик, где повествование размазано чередой миссий по огромному миру, — породил рекордное количество отпрысков. Кого только не вписали в эту формулу! Бандитские группировки, марсианских пролетариев, «металлистов» из далекого прошлого, трейсера эпохи Возрождения, итальянских мафиози, пару сверхпрыгучих мутантов, лихого водилу из ЦРУ, не считая новых чернобыльских отморозков и хулиганов из Либерти-Сити… а теперь — еще и Шона Девлина, ирландского гонщика, очищающего Париж и его окрестности от фашистов.
Once upon a time, in Nazi-occupied France…
Причем очистка — самая настоящая. Выполняя задания и стирая с карты вражеские объекты (сторожевые вышки, снайперские гнезда, танки, заправочные станции, репродукторы, дирижабли), Шон возвращает краски на улицы города, вдохновляя парижан на борьбу с захватчиками. В освобожденных секторах мало гансов и полно партизан, всегда готовых прийти на помощь.
Не подумайте, будто здесь идет война за территорию. Уничтоженные постройки не вырастают заново, а немцы не отбивают потерянные зоны (кроме пары раз по сюжету). Игры с палитрой — не более чем зрелищный прием, стильная «фишка», выделяющая The Saboteur в пестрой толпе конкурентов. Монохромный Париж, несмотря на оккупацию, не угрюм и не мрачен. Это царство романтического «нуара», залитое дождями и молочным светом фонарей, куда изредка попадают другие цвета: ярко-алые стяги со свастикой, оранжевые всполохи взрывов и синие повязки бойцов Сопротивления.
Отрубите очередную башку коричневой гидре — ветер перемен промчится по серым кварталам, сдувая сумрак… И тут происходит ужасное: оживший комикс превращается в мешанину из «мыльных» текстур и аляповатой листвы. На первый план тотчас выходят графические огрехи — уродливые языки пламени, схематичные антуражи и засилье дешевого «блума». Тоже мне, награда для победителя!
Ирландское кредо
В остальном The Saboteur настолько стандартна, что для таких проектов надо завести сравнительную таблицу с перечислением игровых элементов и ссылкой на первоисточник. За выполнение поручений, снос неприятельских зданий и поиск «секреток» Шон зарабатывает контрабанду — местную валюту для приобретения боеприпасов и «стволов». Платные апгрейды расширяют магазин для разных видов оружия, усиливают бесполезных повстанцев-по-вызову и дважды наращивают броню на всех автомобилях сразу. Негусто.
Рядом с подпольным торговцем обычно расположен гараж — генератор дармовой техники. Припарковали чей-нибудь Ducati или Sturmwagen, и можно «заказывать» эту модель до бесконечности. То же, кстати, и в оружейном магазине — мы не покупаем, а разблокируем товары на витрине. Самое ценное доступно тем, кто не пожалеет сил на сбор золотых и серебряных «перков», которые выдают за определенные достижения. Например, обрушить 4 моста, продырявить 15 черепушек из винтовки или бесшумно устранить 5 генералов.
«Бесшумно» — необязательно из пистолета с глушителем. Словно оправдывая название, The Saboteur позволяет надевать форму убитых фрицев, но исключительно тех, кого Шон прикончил голыми руками (Семен Строгов одобряет!). Чужая одежда — бесплатный пропуск в запретные области. Главное — не бегать, не прыгать, не лазать по стенам у всех на виду, не маячить перед глазами патрульных и держаться подальше от желтых «зон подозрения» (они возникают в местах, где прогремел взрыв или найдено тело). При малейшей оплошности немец дунет в свисток, подняв против Девлина всю округу.
В принципе, маскарад не нужен: направили в толпу шахидскую машину, начиненную динамитом, достали пулемет и пошли вперед по трупам. Ирландский сорвиголова не носит бронежилет, но на удивление крепок; кроме того, он отлично «липнет» к укрытиям и, подобно герою Assassin's Creed, скрывается от преследователей на чердаках (и почему-то в общественных туалетах). Еще от погони можно избавиться: а) удрав на авто за пределы красного круга; б) отыскав повстанческую «fightback zone» и дав отпор гадам на баррикадах; в) если повезет, просто дернуть рубильник, выключающий сирену.
От Альтаира наш саботажник взял умение карабкаться по любой поверхности, где есть хоть что-то отдаленно напоминающее выступ. Делает он это не столь грациозно, как хашишины (да и «пробелом» приходится понукать чересчур часто), зато гитлеровцам такие трюки не по зубам. Наверху, в хитросплетении крыш и балконов, Шона беспокоят лишь цепеллины, зоркие снайперы и пехотинец, выскочивший из какой-нибудь двери. Ну а самая прямая цитата из творчества Ubisoft — камера, пафосно облетающая обзорную точку.
Feckin' easy
К счастью, заимствуя направо и налево, Pandemic решила не перенимать у коллег модную нынче практику однотипных миссий-клонов (да-да, я про вас, Saints Row 2 и Brutal Legend). Почти каждый побочный квест уникален, так что не стоит скакать вприпрыжку к финалу — пропустите расправу над певичкой-предательницей и разгром uber-пушки, торчащей из купола Пантеона.
С другой стороны, все эпизоды, и обязательные, и факультативные, едва ли останутся в памяти, не говоря уже о скрижалях истории. Слишком уж они бесхитростны, особенно забег по поезду и неизбежный «тир на рельсах». Единственный способ как-то создать проблемы — перезапустить прохождение на сложности «Feckin' Hard». Но даже мазохизм не спасет от скучной сценарной прослойки. Незамысловатая байка о личной мести, сдобренная шаблонными диалогами, пресной озвучкой и предсказуемыми «сюрпризами», развлекает лишь в локализованном варианте — подсчитывая количество ляпов и ошибок в текстах («Едь в Германию»!), вы легко одолеете зевоту1.
Впрочем, зависания, когда Шон разворачивает очередную записку-напоминание по нажатию «Esc», тоже бодрят.
Inglorious bastard
Выйди The Saboteur четыре-пять лет назад, ее бы превозносили за новаторство в жанре. Сегодня похвалы достоин разве что выпавший из времени саундтрек, составители которого смешали мелодии 1930-х с более поздними песнями вроде легендарной «Feelin' Good» в исполнении Нины Симон (Nina Simone).
Поэтому, если калифорнийские разработчики возьмутся за сиквел, то пусть привлекают талантливых сценаристов и дизайнеров, пишут хороший движок, подтягивают картинку до современного уровня, учатся использовать Havok так же лихо, как Red Faction: Guerrilla, и берут мастер-класс у канадцев из Ub…
Увы, от Pandemic остались рожки да ножки, а «кассовые сборы» The Saboteur ставят крест на мыслях о продолжении. Извини, Шон.
Оценка AG 61% - сносно